Родители и танцоры: кого и как готовить к турниру

(0 Votes)

Как я уже рассказывала в лекции по отношениям родителей и тренеров на прошлом конгрессе и в лекции по мотивации танцоров в Ярославле, один из самых важных моментов в грамотной психологической подготовке к турниру – это знание ответственности за свою функцию каждого. И родителя, и танцора, и тренера. Когда вы уже сумели выстроить в своем коллективе полноценные отношения, основанные на понимании личной ответственности каждого, на эту почву легко накладывать другие психологические моменты. Здесь я не буду многословной, а просто опишу, что именно важно в подготовке к турниру танцора, а что – в действиях его родителей. 

Определяющим в настрое танцора на турнир является то, как именно он относится к танцу. Если для него самое главное в танце – это возможность победить, скорее всего, он очень сильно будет зависеть психологически от своего результата и с этой зависимостью подходить к каждому своему выступлению. 

Пример. 
Успешный танцор, рассчитывая на определенное место в турнире (на финал, например), если он занимается танцем в основном ради результата, выходя на отборочные туры, скорее всего, будет не очень стараться, танцевать в пол-ноги, и тем самым может получить гораздо худший результат, чем мог бы получить, если бы танцевал честно, стараясь, как все. 

Менее успешный танцор, у которого средний или низкий результат обычно на соревнованиях, наоборот, будет очень сильно волноваться, нервничать, сдерживать себя и в результате его напряжение либо вымотает его и он будет танцевать слабо, либо будет выплескиваться на паркете, нарушая координацию, ритм, схему. 
Если же танцор мотивирован самим танцем, если он любит музыку, сам процесс танцевания, любит просто выкладываться на паркете, просто танцевать, то, если это успешный танцор, он может показать плюс к своей технике хорошую харизму и энергетику, а менее успешный, менее техничный и подготовленный может выглядеть за счет этого аспекта намного более выигрышно, чем даже более подготовленные, но сдержанные конкуренты. Это мы и наблюдаем на крупных турнирах: энергичные ребята с «грязной» техникой проходят в следующий тур, а скромные чистюли остаются за бортом. Нужно отдать должное еще и нашим судьям в том, что энергия для них является более значимым аспектом, чем техника. И так же важно, что действительно, в толпе, где танцует 17 пар в одном заходе, заметны только яркие, энергичные танцоры. Но опять же, ведь судьи на то и судьи, чтобы фильтровать свое человеческое отношение и исходить только из задач, обуславливающих приоритеты танцевального спорта. 

Но, пока ситуация такова, заинтересованность танцора в самом танце, в возможности выйти на паркет и сплясать на всю катушку для зрителя, играет более значительную роль для его выигрыша, чем его интерес к технике танца. 

Таким образом, один из самых главных моментов психологического настроя – это ориентир не на сам результат, а на вовлеченность танцора в танец. Такой подход дает множество возможностей для переработки, трансформации предстартового волнения в эффективные действия на паркете, о приемах которой я расскажу дальше. 

Сейчас немного отступлю от этой темы и добавлю, что очень важно, как родители ведут себя на турнире, от этого тоже очень сильно зависит психологический настрой танцора на выступление. 
Главная роль родителей на турнире – это поддержка, которая должна выражаться только в положительных эмоциях. Как тренеры, если вы хотите добиться слаженной командной работы, вы должны запретить родителям давать танцорам советы на турнире, как танцевать и запретить критиковать их, или их соперников, или тренеров, или организаторов. Если с губ родителей слетает хоть одно слово критики в любую сторону в присутствии танцора, танцор уже отравлен ядом негативного восприятия, что сильно мешает ему сосредоточиться на самом танце. Одним словом, можно вообще запрещать нервным и критичным родителям бывать на турнирах. Задача родителей – говорить только позитивные слова: «какой замечательный зал! какой хороший паркет! как ты хорошо выглядишь! как хороша твоя партнерша! Какие у нее замечательные родители! Какие у вас классные костюмы и прически! Ой, как хорошо, что вы 40 заходе! Ой, как замечательно, что в самбе всего три креста!» И так далее J 

Если родители так не поступают, а сочатся ядом или тревожностью на турнире – пусть отдыхают, пока не научатся этому искусству – психологической поддержке танцоров на турнире. Они должны источать мед, заботиться, ухаживать - и больше ничего. Нельзя так же суетиться – ни в коем случае. Все это тот же час отражается на состоянии танцора. И так же важно, повторюсь, пресекать любые указания родителей к тому, как и что именно должны делать танцоры на паркете. Лучше, если они совсем не знают ни названий танцев, ни композиций, ни особенностей техники исполнения. Потому что чем больше родители закапываются в знание техники, тем больше у них становится претензий к качеству исполнения танца их детьми. И это губительно для танцора.

В. Мелихов  

  1. Родители и танцоры: кого и как готовить к турниру.
  2. Систематическая, предварительная подготовка к турниру
  3. Краткосрочная подготовка к турниру: что именно нужно и можно делать перед турниром и после турнира, а что категорически нельзя
  4. Физиологические аспекты "мандража" и их эффективное использование в подготовке к турниру
  5. Осознавание тела
  6. Как учить злиться и использовать агрессию в турнирной борьбе
  7. Цивилизованное и нецивилизованное выражение агрессии в турнирной борьбе
  8. Проверка готовности – как платформа для стабильного самоощущения: как учить танцоров создавать себе эту платформу

Форма входу

Підписатися

Отримуйте наші новини!

Будь ласка, включите JavaScript, щоб відправити форму