Основные положения базового спортивного отбора

(0 Votes)

Методическая рекомендация "ОСОБЕННОСТИ ОТБОРА ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ"
Авторская магистерская работа Мелихова Вадима Ивановича

 

1.1. Система отбора в теории и практике спорта 

1.2. Основные положения начального спортивного отбора и пути их практической реализации

1.3. Основные положения базового спортивного отбора и пути их практической реализации 

1.4. Динамика результатов и рекордных достижений у спортсменов высокой квалификации, как средство отбора 

1.5. Модельные характеристики соревновательной деятельности спортсменов, как средство проведения отбора 

 


1.3. Основные положения базового спортивного отбора и пути их практической реализации 


Теоретический анализ и обобщение опыта отбора и ориентации спортсменов позволили систематизировать основные положения его промежуточного этапа (табл.1.3). 
Как видим, большинство из принципов промежуточного отбора и ориентации спортсменов – те же, что для начального отбора. Поэтому остановимся на тех, которые имеют отношение только к рассматриваемому этапу отбора. 

Таблица 1.3 
Основные положения промежуточного спортивного отбора и ориентации [К.П.Сахновский, 1997] 
Принципы Критерии Организаия 
Учет особой значимости промежуточного спортивного отбора и ориентации. Желание целенаправленно заниматься спортом. В зависимости от места проведения: 
а) на спортивной базе; б) на спортивной базе, а затем в центре спортивного отбора. 
Ориентация на консервативные признаки. Состояние здоровья, не препятствующее успешному спортивному совершенствованию. 
Оценка задатков качеств и способностей, обусловливающих высокие достижения в избранном виде спорта (группе видов спорта). Отсутствие акселерации (применительно ко многим спортивным дисциплинам). В зависимости от сроков: 
а) отбор, предшествующий предварительной базовой подготовке; 
б) отбор в процессе базовой подготовки. 
Учет неравнозначности критериев перспективности. Соответствие морфотипа требованиям вида спорта. 
Учет невысокой прогностичности результата выполнения соревновательных упражнений. Должный уровень профильных для вида спорта физических качеств. 
Продолжение таблицы 1.3 
Ориентация на морфо-функциональные модельные характеристики. Достаточная эффективность энергообеспечения организма. 
Оценка перспективности не только в избранном виде спорта в целом, но и в его отдельных дисциплинах, и соответствующая ориентация спортсмена. Достаточный уровень специализированных восприятий. 
Учет не столько уровня мастерства, сколько темпа его прироста и сопоставление прогресса с характером подготовки и темпом биологического развития спортсмена. Достаточная “обучаемость.” 
Трудолюбие и целеустремленность. 
Соответствие личностно-психологических качеств требованиям вида спорта. 
Благоприятная спортивная наследственность и позитивное отношение к спорту в семье. 
Необходимые интеллектуальные способности и успеваемость в общеобразовательной школе. 
Уровень спортивного результата, соответствующий характерному для сильнейших представителей избранной спортивной специализации в соответствующем возрасте, обеспеченный без форсирования подготовленности и при отсутствии акселерации. 

Первый из приведенных принципов– первый и по значимости, поскольку ошибочность промежуточного спортивного отбора, который должен послужить „водоразделом”, ориентирующим большинство подростков на занятия массовым спортом, и выделяющим тех, кто способен к успехам в спорте высших достижений, на целенаправленную к ним подготовку, связана не только со спортивными, но и с моральными, этическими, экономическими потерями. 
Необходимость оценки перспективности не только применительно к виду спорта в целом, но и к его различным весовым категориям, с последующей соответствующей ориентацией спортсменов, продиктована малой эффективностью однотипной базовой подготовки тех, кто предрасположен к разным дисциплинам избранного вида спорта. 
Принципиальность учета не столько достигнутых спортсменом результатов, сколько темпа их прироста и сопоставления прогресса с характером подготовки спортсмена связана с тем, что итоговые достижения спортсменов, прежде всего, обусловлены темпом их совершенствования, а также тем, что быстрый прогресс может быть следствием не столько способностей спортсмена, сколько форсирования его подготовки, акселерации или сочетания этих факторов. 
Также оценивается желание заниматься спортом, но более осознанное – мотивация к целенаправленной спортивной подготовке. 
Оценка соответствия морфотипа требованиям вида спорта – более углубленная и предполагает существенное увеличение количества ее показателей.
Оценка здоровья связана с выявлением не только прямых медицинских противопоказаний к спортивной подготовке, но и отклонений, препятствующих достижению высокого мастерства, в том числе, и в избранном виде спорта. 
В ходе оценки личностно-психологических качеств акцентируется внимание на волевых проявлениях и эмоциональной устойчивости. 
Эти критерии дополняет сопоставление результатов спортсмена с характерными для сильнейших представителей избранного им вида спорта в соответствующем возрасте и достигнутого спортсменом прогресса с особенностями его подготовки и темпом биологического развития. 
Эффективная организация промежуточного спортивного отбора во многом связана с осознанием того факта, что тренеру – пусть даже самому квалифицированному – самостоятельно невозможно всесторонне оценить перспективность учеников. Для этого необходимо участие врачей и биологов, современная аппаратура и специалисты, умеющие с ней работать, что может быть обеспечено только в условиях специализированного центра спортивного отбора и ориентации. 
Тренировочный процесс на этапе базовой подготовки, характеризуется следующими особенностями: 
• существенно в сравнении с предыдущим этапом подготовки, возрастает объем тренировочной работы; основную ее часть составляют общие и подводящие средства тренировки (до 85% общего объема работы), 
• возникает целесообразность определенной дифференциации тренировочного процесса спортсменов, 
• физическая подготовка направлена на развитие всех двигательных способностей, 
• планирование технической подготовки на разностороннем материале различной техники и разных комбинаций, 
• суммарный объем тренировочной работы – 14-16 часов в неделю, соревновательной практики – 35-45 выходов на площадку в год, 
• планируются все типы микро- и мезоциклов, кроме ударных, 
• четко отмечается одноцикловое планирование годичной подготовки с длительным подготовительным периодом, коротким и нечетко выраженным соревновательным периодом и 30-40-дневным переходным периодом.

Форма входу

Підписатися

Отримуйте наші новини!

Будь ласка, включите JavaScript, щоб відправити форму